Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 22.02.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов при международной перевозке грузов.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Международная транспортная накладная (CMR) является документом, установленным Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, который подтверждает факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией.

Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать в целях исчисления налога на прибыль организаций расходы, которые подтверждаются документами, оформленными либо в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены такие расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2019 N 03-03-06/1/2116

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате (компенсации) стоимости путевок для работников и членов их семей.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 9 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1996 N 123-ФЗ) туризмом являются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства, в частности, в лечебно-оздоровительных и рекреационных целях.

При этом туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

С учетом изложенного на стоимость путевок, признаваемых туристскими с учетом положений Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, положения пункта 9 статьи 217 Кодекса не распространяются и суммы компенсации (оплаты) таких путевок подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Вместе с тем суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, за исключением туристских, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Таким образом, учитывая, что на оплату стоимости туристических путевок работников не распространяется действие статьи 422 Кодекса, их стоимость подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В случае если организация приобретает туристические путевки непосредственно для членов семей работников, то данные выплаты, на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса, не признаются объектом обложения страховыми взносами, поскольку такая оплата осуществляется за физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.01.2019 N 03-04-06/1107

Вопрос:

Об определении даты получения дохода в виде оплаты труда в целях НДФЛ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, при получении доходов в денежной форме дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При этом согласно пункту 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

Изложенный порядок определения даты фактического получения дохода в виде оплаты труда применяется в том числе и в случае, если указанный доход, выплачиваемый в текущем налоговом периоде, начислен за месяц предыдущего налогового периода.

Соответственно, при заполнении расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), и справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ в соответствующих разделах суммы начисленных доходов, относящихся к оплате труда, отражаются в том месяце налогового периода, за который такие доходы были начислены. При этом суммы исчисленного налога на доходы физических лиц отражаются в том налоговом периоде, за который они были исчислены.

Кроме того, определение даты фактического получения дохода физическими лицами имеет значение не только в целях применения налоговым агентом к доходам налогоплательщика стандартного налогового вычета, но также и в целях применения, например, социального налогового вычета, который не переносится на следующий налоговый период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.01.2019 N 03-04-06/1192

Вопрос:

Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при оплате организацией аренды жилых помещений для иногородних работников.

Ответ:

Из вопроса следует, что между обществом и работником, прибывшим из другого города, заключен трудовой договор, в соответствии с которым общество обеспечивает данного работника жильем. Для этого общество заключило договор аренды жилого помещения с арендодателем и выплачивает сумму арендной платы непосредственно арендодателю.

1. Налог на доходы физических лиц

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за работников в их интересах стоимости аренды жилых помещений признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы данной оплаты включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

2. Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Оплата работодателем стоимости аренды жилых помещений, предоставляемых работникам, в статье 422 Кодекса не поименована.

Учитывая изложенное, сумма оплаты организацией аренды жилого помещения, предоставляемого работнику, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в натуральной форме в виде оплаты услуг по аренде жилого помещения, производимой в рамках трудовых отношений.

3. Налог на прибыль организаций

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса не содержит определения натуральной формы оплаты труда (статья 11 Кодекса).

При налогообложении расходов, связанных с выплатой заработной платы в натуральной форме, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если расходы организации на оплату найма жилья для размещения работников являются формой системы оплаты труда и условием в трудовом договоре, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов как заработная плата, выраженная в натуральной форме.

В случае если расходы организации на оплату найма жилья для работников не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций независимо от того, предусмотрены эти расходы трудовыми договорами или нет (пункт 29 статьи 270 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.01.2019 N 03-04-06/1153

Вопрос:

О документальном подтверждении банками расходов на оплату НДС и стоимости услуг поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (пункт 1 статьи 272 НК РФ).

Порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 170 НК РФ. Согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

При этом в силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Таким образом, для учета в составе расходов сумм налога на добавленную стоимость на основании пункта 5 статьи 170 НК РФ документами, обосновывающими подтверждающие расходы, должны быть счет-фактура и иные документы.

При этом включение в состав расходов для целей налогообложения прибыли расходов на оплату услуг общей суммой осуществляется по общим правилам, то есть на основании подтверждающих документов (договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), платежные документы).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.01.2019 N 03-03-06/2/984

Вопрос:

О сроке представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено указанной статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

Согласно пункту 1.1 статьи 223 Кодекса для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании в общем случае датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу на доходы физических лиц, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

Таким образом, если в налоговом периоде по налогу на доходы физических лиц налогоплательщиком - контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании, то уведомление о контролируемых иностранных компаниях, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса, представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за этим налоговым периодом.

Например, если в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по итогам 2017 года налогоплательщиком - контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании (прибыль по финансовой отчетности за 2016 финансовый год), то уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта 2018 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.01.2019 N 03-04-05/779

Вопрос:

О налоге на имущество организаций с 01.01.2019 в отношении капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимого имущества, учитываемых на балансе арендатора.

Ответ:

Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 302-ФЗ) в главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, предусматривающие исключение с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

В соответствии со статьей 374 Кодекса (в редакции Федерального закона N 302-ФЗ) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1.4.4 Положения о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденного Банком России от 27.02.2017 N 579-П, при соответствии критериям признания, установленным для основных средств, капитальные вложения в объекты аренды учитываются как отдельный объект основных средств.

Неотделимые капитальные вложения в объекты недвижимого имущества не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть объекта недвижимого имущества.

Следовательно, неотделимые капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (помещения), учитываемые у арендатора в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 374 Кодекса, в том числе в случае включения объекта недвижимого имущества субъектом Российской Федерации в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса, до их выбытия из состава основных средств.

В этом случае уплата налога на имущество организаций и представление налоговой декларации (расчета) осуществляются по месту учета на балансе капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества в качестве основных средств, то есть по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, - в случае, если капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества учитываются на балансе в качестве основных средств данного обособленного подразделения.

В случае произведенных организацией капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества по местонахождению своего обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, уплата налога на имущество организаций и представление налоговой декларации (расчета) зависят от места их учета на балансе в качестве основных средств в соответствии с учетной политикой организации (т.е. на балансе организации или обособленного подразделения организации с балансом).

При этом если в отношении имущества в главе 30 Кодекса предусмотрены налоговые преференции, в том числе в статьях 374, 381 Кодекса, то эти преференции распространяются и на неотделимые улучшения в арендованное имущество.

Учитывая, что с 1 января 2019 года движимое имущество не признается объектом обложения налогом на имущество организаций, неотделимые улучшения основных средств, классифицированных по ОКОФ как движимое имущество, также не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2019 N 03-05-05-01/52

Вопрос:

О страховых взносах с вознаграждения членам совета директоров общества, являющимся гражданами Республики Беларусь и прибывающим в РФ на заседание совета директоров несколько раз в год.

Ответ:

Из вопроса следует, что граждане Республики Беларусь, являющиеся членами совета директоров, приезжают в Российскую Федерацию на заседание совета директоров несколько раз в год сроком пребывания не более 10 дней единовременно и получают вознаграждение.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N N 1169-О и 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, облагаются только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) обязательному пенсионному страхованию подлежат в том числе временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

На основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

Вместе с тем следует отметить, что пунктом 1 статьи 7 Кодекса, статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ и статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 98 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС), участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей, включающее в том числе обязательное медицинское страхование (пункт 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС), осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Поскольку Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства, т.е. положения статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ.

При этом исходя из положений пункта 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, которая включает в себя в том числе деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, если граждане Республики Беларусь являются временно пребывающими иностранными гражданами на территории Российской Федерации, то они относятся к застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования и с выплат в пользу таких граждан по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание управленческих услуг, уплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2018 N 03-15-06/96593

Вопрос:

Об НДС при передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование, в том числе российской организацией иностранной организации.

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются как операции по отчуждению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, поименованные в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, так и операции по передаче прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании заключенных в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ, соответственно, договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, а также сублицензионного договора, в отношении которого на основании пункта 5 статьи 1238 ГК РФ применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.

Что касается передачи прав на результаты интеллектуальной собственности иностранному лицу, то на основании положений статьи 148 Кодекса передача прав на использование объектов интеллектуальной деятельности относится к услугам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, представлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория осуществления деятельности покупателя услуг. В связи с этим местом реализации услуг по передаче российской организацией иностранной организации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2018 N 03-07-11/96006

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, включенного в перечень объектов недвижимого имущества.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса, в случае если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса, без учета положений статьи 378.2 Кодекса.

Исходя из изложенного если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения статьи 378.2 Кодекса не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.

При этом в Кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса прямо указано, что после принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Поэтому в отношении включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2018 N 03-05-05-01/95999