Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 18.01.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об уплате налога на прибыль и представлении декларации организацией, обособленные подразделения которой находятся в одном субъекте РФ.

Ответ:

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Статьей 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

На основании пункта 5 статьи 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций утвержден Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Учитывая изложенное, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2018 N 03-03-06/1/94604

Вопрос:

О применении НПФ требований о запросе информации о своих клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, а также ответственности за их неисполнение.

Ответ:

Организации, признаваемые организациями финансового рынка, обязаны исполнять требования норм главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Положения об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 (далее - Положение).

При этом положения статей 129.7 и 129.8 Кодекса предусматривают ответственность за неисполнение вышеуказанных требований.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон) отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности, реорганизации и ликвидации указанных фондов, регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным положения, предусмотренные пунктами 5, 7 и 8 статьи 142.4 Кодекса, в полной мере распространяются на негосударственный пенсионный фонд, действующий на основании Закона.

При этом обращается внимание, что поскольку применение положений пунктов 5, 7 и 8 статьи 142.4 Кодекса является правом, а не обязанностью, негосударственному пенсионному фонду следует самостоятельно принимать решение о возможности применения положений указанных пунктов с учетом оценки возможных рисков привлечения к ответственности по составам правонарушений, предусмотренным статьями 129.7 и 129.8 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2018 N 03-12-11/4/93492

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг санаторно-курортной организации, если их стоимость указана в путевках или курсовках, являющихся БСО.

Ответ:

На основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

В связи с этим в налоговую базу по НДС не включаются суммы оплаты стоимости услуг санаторно-курортных организаций, указанные в путевках или курсовках, являющихся бланками строгой отчетности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2018 N 03-07-07/93607

Вопрос:

ООО применяет общую систему налогообложения. В собственности ООО находится квартира в многоквартирном жилом доме. Признается ли операция по реализации данной квартиры физлицу объектом налогообложения по НДС? Применима ли в данном случае льгота согласно ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. При этом необходимо учитывать, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартира относится к жилым помещениям.

Таким образом, операция по реализации квартиры, принадлежащей организации, физическому лицу не подлежит налогообложению НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2018 N 03-07-07/93476

Вопрос:

Об НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки товаров от места их прибытия в РФ до пункта назначения в РФ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного государства.

В случае заключения договора на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, такие услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2018 N 03-07-08/93441

Вопрос:

О признании задолженности безнадежной по окончании исполнительного производства и ее списании (учете) в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый учет представляет собой обособленную систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

В пункте 2 статьи 266 НК РФ установлен перечень оснований для признания долгов перед налогоплательщиком безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) для целей налогообложения прибыли.

Учитывая указанное, признание задолженности безнадежной для целей налогового учета осуществляется на основании специальных положений НК РФ и не связано с признанием налогоплательщиком задолженности безнадежной в бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с названной статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

При этом на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, учитываются в составе внереализационных расходов налогоплательщика.

Таким образом, любая безнадежная задолженность, признанная таковой по основаниям пункта 2 статьи 266 НК РФ, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списывается с баланса кредитной организации за счет указанного резерва.

При этом, если сумма указанного сформированного резерва недостаточна, разница (убыток) учитывается налогоплательщиком непосредственно в составе внереализационных расходов.

Учитывая указанное, после получения от судебного пристава-исполнителя постановления об окончании исполнительного производства, вынесенного в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, задолженность может быть признана безнадежной и списана за счет резерва по сомнительным долгам в случае его создания или непосредственно в составе внереализационных расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/2/92042

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль убытков от хищения денежных средств со счетов банка.

Ответ:

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде расходов в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, что убытки от хищения денежных средств со счетов банка могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании документов, подтверждающих факт отсутствия виновных лиц, выданных уполномоченным органом власти.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/1/92021

Вопрос:

Об учете банком в целях налога на прибыль задолженности в виде не выплаченных ему процентов по облигациям, в том числе российских организаций.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Пунктом 3 статьи 266 НК РФ предусмотрено, что банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, банки вправе формировать резерв по сомнительным долгам в отношении задолженности по начисленным процентам по долговым обязательствам любого вида. Следовательно, по задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по приобретенным облигациям, банк также вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном статьей 266 НК РФ, включив суммы резервов во внереализационные расходы.

Вместе с тем в отношении процентного дохода, получаемого от владения облигациями российских организаций и облагаемого в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ ставкой налога на прибыль в размере 15%, следует учитывать следующее.

В силу статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно, применяется налоговая ставка в размере 15 процентов. Таким образом, налоговая база в отношении процентов по облигациям российских организаций определяется только по доходам в виде процентов по облигациям российских организаций без учета расходов.

Также в пункте 30 статьи 280 НК РФ указано, что по облигациям российских организаций, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная налоговая ставка.

Из указанного следует, что налоговая база по доходам в виде процентов, полученным налогоплательщиком от владения облигациями российских организаций, формируется отдельно от общей налоговой базы. Возможность корректировки общей налоговой базы по налогу на прибыль на доходы, облагаемые по иным ставкам, статьей 274 НК РФ, устанавливающей порядок составления налоговой базы, не предусмотрена.

Таким образом, при возникновении задолженности по уплате процентов по облигациям российских организаций, начисленных в налоговом учете, но не выплаченных эмитентами таких облигаций их владельцам, возможность учета задолженности по процентам в составе расходов для целей налогообложения прибыли отсутствует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/2/92005

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату дополнительных отпусков работникам.

Ответ:

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, перечисленным в статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере труда.

Таким образом, по вопросам применения трудового законодательства Российской Федерации, в частности по вопросу об обязанности предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков отдельным категориям работников, следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что на основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Пунктом 7 статьи 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

При этом на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не могут учитываться затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Следовательно, если дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, то расходы, связанные с ними, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/3/91574

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении имущества по договору в безвозмездное пользование.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Для целей налогообложения прибыли организаций получение имущества в безвозмездное пользование является безвозмездным получением имущественного права.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, на осуществление образовательной деятельности.

Указанным подпунктом предусмотрено освобождение указанных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/3/91535