Консультации по бухучету и налогообложению от 19.01.2018
 

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов, если изменился размер уставного капитала АО.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка в размере 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции, в том числе касающиеся увеличения размера уставного капитала, приобретают силу с момента их государственной регистрации. При несоблюдении указанного требования увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.

Регистрация изменений и дополнений в устав общества в соответствии с пунктом 1 статьи 14, а также статьей 13 Закона производится в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Таким образом, при изменении размера уставного капитала российского общества (в том числе в связи с размещением дополнительных акций) налоговые последствия будут возникать с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2017 г. N 03-08-05/84980

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ от 27.11.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

Таким образом, вышеназванные плательщики применяют пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими одновременно условий, установленных подпунктом 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 6 статьи 427 Кодекса.

Такими условиями являются:

1) соблюдение критерия о применении УСН;

2) доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;

3) доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

Следовательно, плательщик страховых взносов, применяющий УСН, основным видом деятельности которого является деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении трех установленных подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 декабря 2017 г. N 03-15-06/84405

Вопрос:

Как организации учесть в целях налога на прибыль расходы на приобретение производственных аптечек для оказания первой помощи, учитывая, что впоследствии такие расходы возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ?

Правомерно ли принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении данных аптечек?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Таким образом, в случае оплаты приобретаемых производственных аптечек за счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами этих аптечек, вычету не подлежат.

Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" введены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение аптечек в рамках реализации мер по технике безопасности могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса с учетом положений статьи 252 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Суммы, компенсированные Фондом социального страхования Российской Федерации в счет ранее осуществленных расходов, в статье 251 Кодекса не поименованы, в связи с этим подлежат учету для целей налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании статьи 250 Кодекса.

При этом на основании пункта 1 статьи 271 Кодекса такие доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2017 г. N 03-07-11/84162

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на содержание законсервированных объектов при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), установлены статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с указанной статьей НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При определении налоговой базы учитываются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии со статьей 248 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций доходами признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, поименованные в статье 250 НК РФ.

Соответственно, расходами в целях налогообложения прибыли признаются расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Исходя из этого при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств подразделения, учитываются все доходы, полученные от указанной деятельности, включая внереализационные доходы, и все расходы, связанные с указанной деятельностью, включая внереализационные расходы.

При этом в состав внереализационных расходов на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 265 НК РФ включаются, в частности, расходы, связанные с консервацией объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных объектов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/82258

Вопрос:

Возникает ли у физлица при покупке доли в уставном капитале организации доход в виде материальной выгоды, облагаемый НДФЛ, если цена приобретения доли ниже ее номинальной стоимости?

Изменятся ли рассматриваемые налоговые последствия, если физлицо и организация будут являться взаимозависимыми лицами?

Ответ:

В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.

Определение материальной выгоды при приобретении налогоплательщиком имущественных прав статьей 212 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-04-06/82339

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль доходов, полученных при уменьшении уставного капитала ООО.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Так, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством Российской Федерации, при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Основания, при которых общество вправе уменьшить уставный капитал, предусмотрены Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Таким образом, в случае если уменьшение уставного капитала осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации, то доходы, полученные в результате такого уменьшения, учитываются в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/82229

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль расходов на страхование от возможного неисполнения обязательств сторонней организацией и на оценку кредитоспособности дебитора; об НДС при получении страхового возмещения.

Ответ:

Статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование.

Так, согласно положениям статьи 263 Кодекса расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса).

Учитывая, что страхование от возможного неисполнения обязательства сторонней организацией по оплате поставленного товара, а также от банкротства такой сторонней организации не является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности, подобные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Что касается расходов на оценку кредитоспособности дебитора, обращается внимание, что согласно положениям статьи 252 Кодекса расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость организаций сообщается следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Поскольку суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), то такие суммы в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81905

Вопрос:

Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль и изменении метода учета затрат.

Ответ:

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно названной статье расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный пунктом 1 статьи 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ, в частности пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, в соответствии со статьей 319 НК РФ (пункт 2 статьи 318 НК РФ).

Из положений статей 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. То есть механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно статье 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (статья 313 НК РФ).

Учитывая указанное, изменение применяемого метода учета затрат путем внесения изменений в учетную политику возможно с начала нового налогового периода.

Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.

Вместе с тем в случае обнаружения ошибочного отнесения затрат к группе расходов (прямые или косвенные) налогоплательщик на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ может произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения), и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81943

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов налогоплательщика учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) (пункт 1 статьи 271 НК РФ).

Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

При этом суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций, которые определяются согласно решению суда на момент фактического исполнения обязательства, признаются в составе внереализационных доходов кредитора в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81481

Вопрос:

Об утрате права на применение УСН и ответственности за непредставление сообщения о переходе на иной режим налогообложения и налоговой декларации по УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. В целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.

В связи с этим налогоплательщик, у которого остаточная стоимость основных средств в отчетном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения (пункт 4 статьи 346.13 Кодекса).

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного пунктом 5 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 126 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 346.23 Кодекса налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 119 Кодекса.

Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 декабря 2017 г. N 03-11-11/81211