Консультации по бухучету и налогообложению от 29.12.2017
 

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль затрат на оплату проезда из места командировки к месту проведения отпуска, а также из места проведения отпуска к месту командировки.

Ответ:

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему расходы на проезд, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные затраты, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Особенности направления работников в служебные командировки определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

При этом пунктом 1 статьи 252 НК РФ определено, что в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В ситуации, когда работник после выполнения служебного поручения не возвращается к месту постоянной работы, а из места командировки направляется в отпуск, днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском.

Таким образом, в случае если сотрудник организации направляется из места командировки в место проведения отпуска, откуда позднее возвращается в место постоянной работы, расходы по оплате проезда сотрудника к постоянному месту работы не отвечают критериям признания расходов, предусмотренным статьей 252 НК РФ, так как организация в данном случае оплачивает возвращение сотрудника из места отпуска, а не из служебной командировки.

Следовательно, налогоплательщик не вправе учесть указанные расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом в ситуации, когда сотрудник направляется в командировку из места проведения отпуска, затраты на оплату проезда в командировку могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поскольку данные затраты были бы понесены организацией независимо от места нахождения работника, направляемого в командировку, но при условии соответствия таких расходов требованиям экономической обоснованности, установленным статьей 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2017 г. N 03-03-06/1/37573

Вопрос:

Об учете доходов в целях налога на прибыль при предоставлении поручительства (гарантии).

Ответ:

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен подпунктом 55, вступившим в силу с 01.01.2017, согласно которому к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнесены доходы в виде услуг, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ.

В силу нормы подпункта 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ к сделкам, не признаваемым контролируемыми, отнесены сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.

Следует учитывать, что у стороны, получившей поручительство (гарантию), доход от указанной сделки может возникнуть только в случае, если данная сделка совершена безвозмездно, так как безвозмездно полученные услуги, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами (пункт 8 статьи 250 НК РФ).

Учитывая изложенное, положения подпункта 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ подлежат применению при условии, если поручительство (гарантия) предоставляется налогоплательщику безвозмездно. В этом случае доход в виде безвозмездно полученной налогоплательщиком услуги не учитывается у него при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 февраля 2017 г. N 03-03-06/1/12673

Вопрос:

Об НДС при получении банком от дистрибьютора возмещения недополученных доходов по кредитам со сниженной процентной ставкой, выданным физлицам на приобретение товаров.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что данное положение в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, не применяется.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками операции по предоставлению кредитов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, получаемые банком суммы денежных средств, выплачиваемые дистрибьютором на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным банком физическим лицам со сниженной процентной ставкой на приобретение товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 ноября 2017 г. N 03-07-05/75646

Вопрос:

Об исполнении банком обязанностей налогового агента по НДФЛ при перечислении дохода по облигациям в рамках заключенных с физлицами договоров о депозитарном и брокерском обслуживании.

Ответ:

Из вопроса следует, что в рамках договоров на брокерское обслуживание коммерческий банк совершает сделки с облигациями, выпущенными российскими организациями, государственными и муниципальными облигациями. Кроме того, по поручению физических лиц зачисляет на счета ДЕПО облигации, приобретенные клиентами без участия коммерческого банка.

В соответствии с подпунктами 5 и 7 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) депозитарий, осуществляющий выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются в таком депозитарии на перечисленных в указанном пункте счетах, по государственным ценным бумагам Российской Федерации с обязательным централизованным хранением, по муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, признается налоговым агентом.

Пунктом 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

При этом согласно пункту 10 указанной статьи под выплатой денежных средств понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса также предусмотрено, что налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, номинальных счетах форекс-дилера или на банковских счетах налогового агента - доверительного управляющего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.

Если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет по указанию клиента полученный доход по облигациям в виде сумм частичного или полного погашения номинала облигаций и купона, выплачиваемого при погашении облигаций, непосредственно на текущий счет клиента в банке, у банка (депозитария) - налогового агента возникает обязанность в установленном порядке исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.

В случае если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария и брокера, перечисляет по требованию клиента полученный от эмитента доход на брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, у банка возникают обязанности налогового агента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2017 г. N 03-04-06/75064

Вопрос:

Об НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование займом (кредитом) и при прощении банком задолженности в рамках мирового соглашения.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.

В случаях, когда первоначальные обязательства физического лица - заемщика по займу в результате заключения мирового соглашения изменяются, но при этом само обязательство возвратить сумму займа сохраняется, в отношении выплачиваемых процентов или в случае прекращения их начисления сохраняется общий порядок определения материальной выгоды и ее налогообложения.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, налоговая база определяется как материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из новых условий договора, измененных на основании мирового соглашения. Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из новых условий договора.

В таком же порядке определяется материальная выгода при получении беспроцентного займа или если проценты по займу перестали начисляться по условиям мирового соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При прощении банком задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у него возникает экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощенной банком задолженности по кредитному договору.

С учетом вышеизложенного суммы прощенной по мировому соглашению задолженности по договору займа (кредита) подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 ноября 2017 г. N 03-04-06/75025

Вопрос:

Банк планирует заключить договор интернет-эквайринга с иностранной компанией (далее - продавец), по условиям которого банк, в соответствии с правилами платежных систем, осуществляет комплекс действий по переводу безналичных денежных средств от покупателей, совершивших покупку в интернет-магазине продавца с использованием платежных карт, продавцу:

- обеспечивает круглосуточную авторизацию и процессинг операций в информационных системах банка и процессингового центра, совершенных через интернет-магазин продавца в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием реквизитов карт;

- осуществляет расчеты с продавцом по операциям.

Согласно п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ) объектом налогообложения НДС признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет с использованием информационных технологий.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:

- местом жительства покупателя является Российская Федерация;

- место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, - на территории Российской Федерации;

- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;

- международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена на налогового агента. При этом на основании п. 10 указанной статьи НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ).

По мнению банка и с учетом положений п. п. 4, 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), п. 1.9 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П) действия, совершаемые банком в рамках исполнения договора интернет-эквайринга, являются банковскими операциями по переводу электронных денежных средств от покупателей продавцу и не являются посредническими операциями между покупателями и продавцом в смысле, придаваемом п. 10 ст. 174.2 НК РФ.

Признается ли банк налоговым агентом по НДС на основании п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК РФ в рамках исполнения договора интернет-эквайринга?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 174.2 Кодекса иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с данной статьей на налогового агента.

На основании пункта 10 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что договор интернет-эквайринга не относится к договорам поручения, комиссии, агентским или иным аналогичным договорам, российский банк не является налоговым агентом иностранной организации и, соответственно, исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не должен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 октября 2017 г. N 03-07-08/70554