Консультации по бухучету и налогообложению от 21.07.2017
 

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Об уплате налога на прибыль и представлении декларации организацией, если она и ее обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ.

Ответ:

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Таким образом, в случае если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения.

Статьей 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

На основании пункта 5 статьи 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций утвержден Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Учитывая изложенное, в случае уплаты головной организацией налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения она вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в налоговый орган только по своему месту нахождения.

Одновременно сообщается, что в случае если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога либо изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога, то налогоплательщику необходимо уведомить об этом налоговый орган в сроки, установленные абзацем вторым либо абзацем седьмым пункта 2 статьи 288 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 июля 2017 г. N 03-03-06/1/41778

Вопрос:

Об определении для целей НДС места реализации рекламных услуг, оказываемых в электронной форме в сети Интернет.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень услуг в электронной форме, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса признается государство, на территории которого осуществляется деятельность покупателя услуг.

На основании указанного пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к услугам, оказываемым в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, относятся, в частности, рекламные услуги в сети Интернет, в том числе оказываемые с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет.

Учитывая изложенное, местом реализации рекламных услуг, оказываемых в электронной форме в сети Интернет, признается государство, на территории которого осуществляется деятельность покупателя таких услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 июля 2017 г. N 03-07-08/41735

Вопрос:

Об НДС при возврате казахстанским покупателем в претензионном порядке товаров ненадлежащего качества, экспортированных из РФ.

Ответ:

Порядок применения налога на добавленную стоимость в случае возврата импортированных на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров по причине ненадлежащего качества, ранее экспортированных с территории другого государства - члена ЕАЭС, предусмотрен пунктом 11 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол).

Так, в соответствии с указанным пунктом 11 Протокола налоговая база по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.

Учитывая изложенное, при возврате казахстанским покупателем в претензионном порядке товаров по причине ненадлежащего качества, ранее экспортированных с территории Российской Федерации, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость у российской организации при ввозе таких товаров не возникает и, соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган не представляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июня 2017 г. N 03-07-13/1/40899

Вопрос:

О ставке НДС при реализации по договорам розничной купли-продажи товаров, вывозимых из РФ в таможенной процедуре экспорта.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе контракта (копии контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

На основании статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Учитывая изложенное, при реализации российской организацией товаров по договорам розничной купли-продажи, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и, соответственно, операции по реализации таких товаров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом, по ставкам налога в размере 10 (18) процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2017 г. N 03-07-08/40277

Вопрос:

О налоге при УСН при осуществлении агентом деятельности по агентскому договору.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы, которые определяются в порядке, установленном подпунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Согласно статье 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

В связи с этим налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, осуществляющий деятельность по агентскому договору и получающий за оказываемые услуги вознаграждение, при определении налоговой базы учитывает только сумму агентского вознаграждения.

На основании пункта 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июня 2017 г. N 03-11-06/2/40301

Вопрос:

Об исчислении ЕНВД при розничной торговле через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в случае изменения физического показателя или прекращения деятельности на отдельном объекте.

Ответ:

Согласно пункту 9 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

При этом пунктом 10 статьи 346.29 Кодекса предусмотрено, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, рассчитывается начиная с даты постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе, указанной в уведомлении налогового органа о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве налогоплательщика единого налога.

Исходя из указанных положений главы 26.3 Кодекса при изменении физических показателей по розничной торговле или прекращении этого вида предпринимательской деятельности на отдельном объекте розничной торговли ЕНВД исчисляется в следующем порядке.

Для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса), применяется физический показатель в виде площади торгового зала (в квадратных метрах).

Поэтому в случае изменения физического показателя по такому объекту розничной торговли (площади торгового зала) ЕНВД исчисляется в соответствии с пунктом 9 статьи 346.29 Кодекса.

Если налогоплательщик прекратил деятельность через этот объект розничной торговли, ЕНВД исчисляется в соответствии с пунктом 10 статьи 346.29 Кодекса независимо от того, снимается ли налогоплательщик с налогового учета по этому виду деятельности или продолжает ее осуществлять на других аналогичных объектах розничной торговли в муниципальном образовании, где он состоит на налоговом учете как налогоплательщик ЕНВД.

Вышеуказанная позиция в отношении исчисления ЕНВД по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в полной мере учитывает подход арбитражных судов по этому вопросу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июня 2017 г. N 03-11-11/39527

Вопрос:

Об НДС при реализации товара, приобретенного у ИП, применяющего УСН, ввезенного из Республики Беларусь этим ИП.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Особенностей применения налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации товара, приобретенного у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, и ранее ввезенного в Российскую Федерацию этим индивидуальным предпринимателем из Республики Беларусь, главой 21 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, реализация на территории Российской Федерации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость вышеуказанного товара облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июня 2017 г. N 03-07-14/39296

Вопрос:

Об оценке рисков при выборе контрагента.

Ответ:

Налоговым кодексом Российской Федерации не определен конкретный перечень документов и действий, необходимых для подтверждения налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента.

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, в частности:

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);

контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;

отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Таким образом, приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, изданный с целью создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, содержит рекомендации налогоплательщику исследовать определенные признаки при оценке налоговых рисков.

Кроме того, суды, рассматривая налоговые споры о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, исходят из фактических обстоятельств хозяйственных операций и достаточности доказательной базы, представленной сторонами спора.

Обжалование нормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 июня 2017 г. N 03-12-11/2/39116

Вопрос:

Об НДФЛ с доходов работников, направляемых в командировки за пределы РФ.

Ответ:

Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С учетом положений статьи 207 Кодекса налоговый статус физического лица не может определяться на основании гражданства физического лица, места жительства или на основании иных подобных критериев. Налоговый статус физического лица определяется только исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка.

Таким образом, в период нахождения за пределами Российской Федерации организация выплачивает сотруднику сумму среднего заработка, гарантированного ему при направлении в служебную командировку в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанные выплаты среднего заработка, производимые российской организацией при направлении работника в служебную командировку, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации и относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

С учетом пункта 3 статьи 224 Кодекса доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 июня 2017 г. N 03-04-06/38816

Вопрос:

Об определении даты выплаты премии работнику в целях исчисления страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

При этом исходя из пункта 1 статьи 424 Налогового кодекса дата осуществления выплат и иных вознаграждений для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника.

Таким образом, в целях исчисления страховых взносов датой осуществления выплаты премии работнику является день начисления в бухгалтерском учете организации определенной суммы премии, подлежащей выплате в пользу конкретного работника, независимо от даты непосредственной выплаты данной суммы в пользу работника и даты издания приказа о премировании работников.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 июня 2017 г. N 03-15-06/38515