Консультации по бухучету и налогообложению от 23.06.2017
 

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Об учете ИП, применяющим УСН, доходов от продажи земельного участка и расположенных на нем строений.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, в случае если земельный участок и расположенные на нем строения использовались индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то доходы от продажи указанного имущества следует учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-11-11/29521

Вопрос:

Можно ли предоставить каждому хозяйствующему субъекту возможность встречной проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур для проверки исполнения ими обязательства по уплате НДС в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам"?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса).

На основании пункта 1.1 статьи 102 Кодекса указанные в этом пункте сведения об организациях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Кодекса исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им налога на добавленную стоимость составляют налоговую тайну и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам" на основании сведений налогового органа не поддерживается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2017 г. N 03-07-14/29343

Вопрос:

На основании действующих норм законодательства, в том числе ст. 420 НК РФ, иностранные работники, временно пребывающие в РФ, признаваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ высококвалифицированными специалистами и работающие по трудовым договорам в РФ, не являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, выплаты, производимые высококвалифицированным специалистам, не являются объектом обложения страховыми взносами.

ПАО заключило трудовой договор с высококвалифицированным специалистом, который был расторгнут по окончании срока его действия 31.01.2017. В марте 2017 г., после завершения трудового договора, ему была начислена и выплачена премия по итогам работы за год.

Является ли иностранный гражданин после расторжения трудового договора высококвалифицированным специалистом для работодателя в целях начисления страховых взносов на выплаты, производимые после его увольнения?

На основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ высококвалифицированные специалисты не подлежат обязательному пенсионному страхованию. Каков порядок заполнения Расчета по страховым взносам за I квартал 2017 г. в случае начисления страховых взносов на указанную выплату, в том числе при отсутствии данных о СНИЛС?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" иностранные граждане, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию не относятся.

Учитывая, что вышеупомянутые иностранные граждане не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования, то сумма годовой премии, начисленная временно пребывающему на территории Российской Федерации иностранному гражданину, являющемуся высококвалифицированным специалистом в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 мая 2017 г. N 03-15-06/29178

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с доходов работника по трудовому договору о дистанционной работе в РФ и за ее пределами.

Ответ:

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняется следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей сотрудника организации - налогового резидента Российской Федерации, выполняющего работы, предусмотренные трудовым договором, дистанционно на территории Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.

В случае если такой сотрудник не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, указанное вознаграждение подлежит налогообложению по ставке в размере 30 процентов.

Если сотрудник организации - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

2. Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу работника, являющегося гражданином Российской Федерации, в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами в порядке, установленном главой 34 "Страховые взносы" Кодекса, независимо от места выполнения работником своих обязанностей по данному трудовому договору с российской организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2017 г. N 03-04-06/28634

Вопрос:

О признании сделок по предоставлению кредита контролируемыми.

Ответ:

Подпунктом 7 пункта 4 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми.

При этом сделки по предоставлению кредита в подпункте 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не поименованы.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 307 и глава 42) кредит является самостоятельным видом обязательства наряду с займом, положения подпункта 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не распространяются на сделки по предоставлению кредита.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2017 г. N 03-12-11/1/28273

Вопрос:

О сообщении юрлицом в регистрирующий орган об изменении сведений о кодах по ОКВЭД.

Ответ:

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) (в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, если иное не установлено указанным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI указанного Федерального закона.

В частности, изменение сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности может быть связано с началом осуществления юридическим лицом новых видов экономической деятельности.

Таким образом, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридического лица сообщать в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые поименованы в пункте 1 указанной статьи (за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-12-14/27268

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСН ("доходы") и уплаченных после перехода на ОСН.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Состав названных расходов определяется в соответствии со статьей 346.16 Кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

При этом применение подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса не ставится в зависимость от объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов на общий режим налогообложения расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисленные в период применения упрощенной системы налогообложения и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-11-06/2/26921

Вопрос:

О начислении страховых взносов на вознаграждения по договору о платежах между авторами-патентообладателями и пользователем изобретения, не состоящими в трудовых отношениях.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации изобретения не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией авторам изобретения - патентообладателям, не являющимся работниками данной организации, по договору о платежах между патентообладателями и пользователем изобретений, предметом которого является предоставление организации права применения изобретения в собственных целях, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты, произведенные не в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, поименованных в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2017 г. N 03-15-06/26883

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), предусмотрены статей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно положениям указанной статьи НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, в случае если подразделение налогоплательщика соответствует критериям, установленным статьей 275.1 НК РФ, то такое подразделение следует отнести к объектам ОПХ.

В случае если подразделение налогоплательщика не относится к объектам ОПХ, то расходы по данному подразделению при соответствии их критериям, установленным статьей 252 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/22616

Вопрос:

Об НДФЛ при выплате дохода по договору аренды недвижимости, если договор подписан одним обособленным подразделением, а дополнительное соглашение к нему - другим.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Пунктом 1 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса).

При этом договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Таким образом, дополнительное соглашение, изменяющее условие договора аренды недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации. Последствия отсутствия регистрации дополнительного соглашения в отношении такого соглашения идентичны последствиям отсутствия регистрации основного договора.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом абзацем третьим указанного пункта статьи 226 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если основной договор аренды недвижимого имущества с арендодателем - физическим лицом первоначально подписан уполномоченным лицом первого обособленного подразделения, а дополнительное соглашение, изменяющее условия договора аренды, в дальнейшем подписано уполномоченным лицом второго обособленного подразделения, то в случае тождественности правил, распространяющихся на основной договор и дополнительное соглашение, установленных Гражданским кодексом, сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных доходов, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения второго обособленного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 апреля 2017 г. N 03-04-06/21479