Новости для юриста от 17.09.2020

Появился масштабный проект "закона-спутника" реформы контроля и надзора

Минэкономразвития разместило текст проекта, которым планируют скорректировать более 100 законов в связи с реформой контроля и надзора. Среди них ЗК РФ (ст. 41 проекта) и ГрК РФ (ст. 52 проекта), а также:

- Закон о защите прав потребителей (ст. 3 проекта);

- Закон о пожарной безопасности (ст. 7 проекта);

- Закон об алкогольном регулировании (ст. 14 проекта);

- Закон о рекламе (ст. 56 проекта);

- Закон о персональных данных (ст. 57 проекта);

- Закон о лицензировании (ст. 78 проекта);

- Закон об основах охраны здоровья граждан (ст. 79 проекта);

- Закон об обращении лекарств (ст. 83 проекта).

Благодаря поправкам правила данных законов о контроле и надзоре станут единообразными и более понятными. В частности, планируют четко изложить предмет контроля и надзора на каждом из уровней (федеральном, региональном и муниципальном). Для некоторых видов контроля и надзора установят особенности, которые касаются, например, профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

В проекте предложено решение вопроса с действием Закона о защите прав юрлиц и ИП. Он утратит силу с 1 января 2025 года. До этой даты его планируют применять в отношении уведомительного порядка начала ведения отдельных видов бизнеса, а также в отношении 9 видов госконтроля и надзора (ст. 69 проекта). В числе последних:

- федеральный госконтроль (надзор) в сфере миграции;

- госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- федеральный госнадзор за СРО.

Проект предусматривает и другие новшества. Например, собираются упростить правила лицензирования (ст. 78 проекта) и установить особенности проведения плановых проверок в 2021 году (ст. 111 проекта). Подробнее об этом мы расскажем в отдельных материалах.

Предполагается, что рассмотренные положения начнут действовать с 1 июля 2021 года, кроме отдельных норм (ст. 116 проекта). Напомним, что именно с этой даты вступает в силу большинство правил реформы.

Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/p/106363)

Суд учел, что выручка предприятия в период самоизоляции уменьшилась в 6 раз, и снизил неустойку

Общество (гарантирующий поставщик) обратилось в суд с иском о взыскании с предприятия (троллейбусный перевозчик), в частности, основного долга по оплате электроэнергии, неустойки за неисполнение обязательств с 19 мая по 28 июля 2020 г.

Предприятие основной долг признало. Оно просило суд освободить его от неустойки за период действия режима повышенной готовности в субъекте РФ или хотя бы снизить ее размер по ст. 333 ГК РФ. Взыскание неустойки может привести к нарушению деятельности социально значимого для города предприятия. Его выручка в апреле - мае упала более чем в 6 раз, при этом потребление электроэнергии уменьшилось лишь вдвое.

Суд не увидел оснований для освобождения ответчика от неустойки, так как ограничительные меры не привели к принудительному полному приостановлению деятельности предприятия. Однако суд снизил размер неустойки, начисленной за период действия режима самоизоляции в субъекте РФ с 19 мая по 20 июня. Он принял во внимание, что сфера деятельности предприятия входит в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за коронавируса, и что его выручка за период самоизоляции уменьшилась в несколько раз.

Документ: Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.09.2020 по делу N А38-3796/2020 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9322fc6b-747d-45d6-a01b-453b9149ab82/51a35193-3b60-4049-bda9-567851af8927/A38-3796-2020_20200903_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True)