Новости для юриста от 01.02.2019

Нельзя сначала заплатить штраф за некачественную поставку, а потом передумать - так решили суды

Поставщик заплатил штрафы за поставку некачественных овощей и фруктов, без возражений подписал акты сверки, но потом решил вернуть деньги. В суде он указывал, что перевел их ошибочно: покупатель не доказал некачественную поставку. Ни этот, ни другие аргументы не убедили суды трех инстанций.

Стороны согласовали следующие условия поставки:

- порядок приемки уведомительный (доверительный);

- в течение суток с момента уведомления покупателем поставщик обязан вывезти некачественный товар;

- по истечении этих суток покупатель может сам утилизировать товар;

- покупатель вправе, но не обязан составить акт приемки товара по качеству в случае неявки представителя поставщика.

Поставщик товар не вывозил, но с уведомлениями согласился, штрафы оплатил. В таком случае недобросовестно ставить вопрос о возврате денег и качестве товара, сроки приемки и утилизации которого истекли. В итоге уплату штрафов не признали ошибочной, деньги поставщику не вернули.

Данная ситуация - хорошая иллюстрация применения эстоппеля. Суды не первый раз используют его применительно к отношениям по поставке товара.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.12.2018 по делу N А43-453/2018

О блокировке электронных кошельков будут сообщать в тот же день

Если кредитная организация по своей инициативе заблокирует электронное средство платежа, то должна будет в тот же день сообщить об этом клиенту. Речь идет о приостановлении или прекращении использования, например, платежной карты, мобильного банкинга или интернет-банкинга, электронного кошелька. Проект внесен в Госдуму 30 января.

Кроме того, кредитные организации будут обязаны указывать причины блокировки.

Порядок направления сообщений кредитная организация должна будет установить в договорах об использовании электронного средства платежа.

По словам авторов проекта, в последнее время участились жалобы клиентов на блокировку денег без уведомления. Иногда это приводит к убыткам, поскольку клиент не может в нужный момент получить доступ к своим деньгам. Если бы он заранее знал о блокировке, он бы мог что-то предпринять.

Документ: Проект Федерального закона N 635816-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/635816-7)