Новости для юриста от 07.02.2018
 

07.02.2018

В 2018 году может стартовать реформа рынка юридических услуг

Планы по изменению правил судебного представительства приобретают реальные очертания. Минюст разработал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Свой законопроект подготовил ВС РФ, а проект группы депутатов Госдумы уже находится на стадии первого чтения.

Все эти документы предусматривают ужесточение требований к судебным представителям. В законопроектах предложен умеренный вариант - представители в арбитражном и гражданском процессах должны будут иметь высшее юридическое образование. Концепция Минюста радикальнее и предполагает создание адвокатской "монополии" на рынке юридических услуг.

Подробнее о проектах реформы читайте в нашем обзоре.

Документы: Проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (http://minjust.ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 30

Проект Федерального закона N 273154-7

07.02.2018

С 10 февраля профучастники рынка ценных бумаг будут "общаться" с ЦБ РФ через новый личный кабинет

Посредством личного кабинета https://portal4.cbr.ru/ участника информационного обмена можно будет направлять запросы, а также ответы на предписания и запросы Банка России. Отправить информацию через старый личный кабинет http://lk.fcsm.ru/ с 10 февраля не получится. Это касается не только профучастников рынка ценных бумаг, но и СРО в сфере финансового рынка.

Формы Программы-анкеты подготовки электронных документов нужно будет использовать при отправке ряда документов:

- заявления о внесении изменений в сведения о компании, содержащиеся в реестре профучастников, с приложением документов, подтверждающих эти изменения;

- заявления о внесении изменений в сведения о СРО, содержащиеся в едином реестре СРО в сфере финансового рынка;

- заявления о переоформлении лицензии профучастника;

- уведомления об избрании или освобождении членов совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профучастника.

Чтобы отправить эти документы, потребуется:

- в качестве адресата выбрать департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России;

- прикрепить ZIP-архив, в который помещен файл документа, подготовленный с помощью Программы-анкеты.

Документ: Информационное сообщение Банка России от 01.02.2018

07.02.2018

С 2019 года хотят сильно ограничить рекламу электронных сигарет

Поправки касаются не только электронных сигарет, но и любых продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака.

Полного запрета на их рекламу, как в случае с табаком, не будет, но в проекте много ограничений. Что касается содержания рекламы, то она не должна:

- утверждать, что эти товары являются медизделиями или лекарственными препаратами;

- осуждать воздержание некурящих людей от такого вида потребления никотина;

- обращаться к несовершеннолетним.

Также в проекте есть список запретных мест для размещения рекламы. Например, ее нельзя будет разместить в теле- и радиопрограммах, на общественном транспорте, спортивных объектах.

Полагаем, что наказывать за несоблюдение ограничений будут по общей норме. Для юрлиц предусмотрен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 4 тыс. до 20 тыс. руб. В КоАП РФ установлена ответственность за рекламу табака или курительных принадлежностей, но товары, о которых идет речь выше, ни к тем, ни к другим не относятся. В сопутствующем проекте о специальной ответственности нет ни слова про рекламу.

Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=77942)

Публичное обсуждение завершается 28 февраля 2018 года

07.02.2018

Планируется уточнить, кто должен уведомлять государство о начале деятельности по управлению МКД

По проекту норма ЖК РФ об уведомлении органа жилищного надзора о начале деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) будет касаться:

- ТСЖ;

- жилищных, жилищно-строительных кооперативов;

- иных специализированных потребительских кооперативов.

Сейчас данная норма касается юрлиц и ИП, которые занимаются такой же деятельностью, оказывают услуги и (или) выполняют работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Авторы инициативы считают, что для последних эта обязанность избыточна, поскольку за ними ведется лицензионный контроль.

ТСЖ и кооперативы должны будут уведомлять государство через ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/ в течение 30 календарных дней с даты принятия соответствующего решения. В пояснительной записке к проекту отмечено, что разрабатывать форму уведомления не требуется, так как подавать его будут по правилам о ГИС ЖКХ. Напомним, информация о дате начала управления конкретным МКД входит в состав сведений, которые нужно размещать в системе.

Полагаем, что за нарушение предлагаемых правил должностное лицо ТСЖ или кооператива будут предупреждать или штрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 377526-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/377526-7)

Внесен в Госдуму 30 января 2018 года

07.02.2018

ЦБ РФ указал профучастникам рынка ценных бумаг на практики, которые лучше исключить

В письме Банк России особо отметил три рискованные для клиентов практики, выявленные в ходе надзора за профучастниками, в основном брокерами.

"Подмена" договора доверительного управления

В этом случае не применяются правила об определении инвестиционного профиля клиента, на основе которого осуществляется доверительное управление ценными бумагами и деньгами клиента. Брокер взимает вознаграждение за совершенные сделки, а управляющий - процент с доходов от управления имуществом и (или) фиксированную плату за эту деятельность. Таким образом, брокер, в отличие от управляющего, в доходах клиента не заинтересован.

По мнению ЦБ РФ, такая практика приводит, в частности, к недобросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг.

Использование имущества клиента в займе или в сделке РЕПО с третьими лицами без ручательства брокера за исполнение

В такой ситуации у клиентов обычно нет всей информации о последствиях передачи своих ценных бумаг и (или) денег третьим лицам. Кроме того, все риски неисполнения последними своих обязательств несет не брокер, а клиент.

Получение брокером скрытых вознаграждений при исполнении поручений клиентов

Речь идет о выгоде от исполнения поручения по сделке, например с внебиржевыми финансовыми инструментами, по цене лучшей, чем указанная в поручении. Это практикуется тогда, когда клиенты не осведомлены о действительных ценах на данные инструменты. Получается, что клиент необоснованно теряет деньги.

Документ: Информационное письмо Банка России от 24.01.2018 N ИН-015-55/3