Новости для юриста от 31.01.2018
 

31.01.2018

Вероятно, финансовым компаниям станет легче идентифицировать иностранцев

По законопроекту Росфинмониторинга организации, осуществляющие операции с деньгами или другим имуществом, должны запрашивать у иностранных граждан или лиц без гражданства сведения о миграционных документах только в исключительных случаях. Речь идет о документах, подтверждающих право данных лиц пребывать (проживать) в РФ.

Проект называет два таких случая:

- если операциям иностранцев или апатридов присвоена высокая степень риска их совершения для легализации преступных доходов или финансирования терроризма;

- если Росфинмониторинг запросит у финансовой компании сведения о миграционных документах.

В этих ситуациях компаниям нужно будет документально зафиксировать полученные ими сведения.

Исполнять новые правила не потребуется, если человек не обязан иметь указанные документы согласно международным договорам РФ и ее законодательству.

Сейчас до приема на обслуживание иностранцев или лиц без гражданства организации по общему правилу обязаны устанавливать данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что сейчас у финансовых компаний нет возможности проверить достоверность миграционной информации, полученной из соответствующих документов.

Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/77807)

Публичное обсуждение завершается 21 февраля 2018 года

31.01.2018

ВС РФ предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По законопроекту будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Тем самым планируется оптимизировать нагрузку на суды и обеспечить их независимость.

Планируется, что апелляционные суды во второй инстанции будут рассматривать дела:

- по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в первой инстанции;

- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

За судебными коллегиями областных и равных им судов оставят апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в первой инстанции.

Кассационные полномочия областных и равных им судов предлагается полностью передать новым кассационным судам. Последние в третьей инстанции будут разрешать дела:

- по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты;

- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

При необходимости вне мест пребывания новых судов будут образованы постоянные судебные присутствия, уполномоченные рассматривать дела. Для этого должен быть принят отдельный федеральный закон.

По проекту нововведения должны вступить в силу 1 июля 2018 года. При этом день начала деятельности новых судов определит Пленум ВС РФ.

Документ: Проект Федерального закона N 374020-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/374020-7)

Внесен в Госдуму 26 января 2018 года

31.01.2018

ВС РФ: если договором допускается субаренда, то согласие арендодателя на каждую сделку не требуется

Согласие арендодателя на сдачу имущества в субаренду может быть выражено в самом договоре. В таком случае арендатор не должен получать согласие на каждую конкретную сделку. Об этом высказывался еще ВАС РФ, теперь Верховный суд подтвердил эту позицию и разобрал еще один интересный нюанс.

В рассматриваемой ситуации арендодатель направил односторонний отзыв своего согласия на субаренду, которое было выражено отдельным условием договора. Окружной суд решил, что подобное условие - это предварительное согласие на совершение сделки, и его можно отозвать. ВС РФ разъяснил, что никаким предварительным согласием это условие не является и изменять такое условие нужно не отзывом, а так, как положено изменять обычное условие договора.

Документ: Определение ВС РФ от 22.01.2018 по делу N 303-ЭС17-13540

31.01.2018

ВС РФ предлагает сторонам мириться по новым правилам

Законопроект призван дать сторонам больше возможностей для урегулирования споров. Вводится новый институт примирения сторон, а также корректируются некоторые положения о медиации.

Примирение сторон по общему правилу будет возможно на любой стадии производства по делу и при исполнении судебного постановления. Об этом могут ходатайствовать стороны, также примирение может предложить суд. Вводятся отдельные виды примирительных процедур:

1. Переговоры. Предполагается, что они будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

2. Сверка документов. Этот вид примирительных процедур может применить суд, если решит, что ознакомление стороны с документами может позволить урегулировать спор. Речь идет о письменных доказательствах, с которыми сторона не была ознакомлена до предъявления иска или до начала судебного разбирательства. Срок процедуры - не более месяца.

3. Медиация. Проводится по закону о медиации. Кстати, согласно проекту профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке.

4. Судебное примирение. Эта процедура будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу. Регламент проведения судебного примирения утвердит Верховный суд.

Все эти виды будут доступны как в арбитражном, так и в гражданском и административном судопроизводстве.

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска или признание иска, соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты.

Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 18.01.2018 N 1

31.01.2018

Кто успел, того и приняли: можно не рассматривать всех кандидатов на должность

Организация не взяла на работу соискателя, хотя он считал, что соответствует вакансии по всем параметрам. Кандидат обжаловал отказ, но суд не встал на его сторону.

Суд установил: когда истец направлял резюме, работодатель уже выбрал другого претендента и начал оформлять его на работу. При этом в организации была только одна вакантная должность, подходящая "опоздавшему" соискателю.

Истец указал: он не успел поучаствовать в конкурсе потому, что работодатель разместил вакансию на специализированном сайте позднее, чем начал рассматривать претендентов. С этим доводом суд не согласился. Работодатель может искать кандидатов через различные средства, в том числе через специальные сайты, газеты, службу занятости. Поэтому сам факт размещения объявления в Интернете не говорит о том, что нельзя заполнять вакансии иными способами.

Напомним: заключение трудового договора с конкретным лицом - это право, а не обязанность работодателя, но отказ в приеме на работу должен быть обоснованным. За невыполнение этого условия грозит предупреждение или штраф. Для должностных лиц штраф составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Документы: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2017 N 33-19103/2017 по делу N 2-1140/2017