Схемы корреспонденций счетов от 26.05.2017
 

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?

СОУТ проведена специализированной организацией, договорная стоимость проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых в производстве продукции, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения проведения оценки, получения отчета о ее результатах и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Организация в установленные сроки обратилась в ФСС РФ с заявлением о возмещении затрат на проведение СОУТ. Приказ территориального органа ФСС РФ на возмещение указанных затрат получен в месяце, следующем за месяцем завершения расчетов с исполнителем.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная и уплаченная организацией за прошлый календарный год, составила 450 000 руб. Выплат обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году не производилось.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование отношений по проведению специальной оценки условий труда

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Результаты СОУТ применяются для целей, перечисленных в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ. Указанные результаты применяются с даты утверждения отчета о проведении СОУТ.

Подробную информацию о проведении СОУТ см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда

Расходы организации по проведению СОУТ подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. "а" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила)).

В общем случае объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).

Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.

Напомним, что ФСС РФ вправе отказать в возмещении расходов на предупредительные меры в случаях, указанных в п. 10 Правил.

В рассматриваемой ситуации организация получила разрешение на возмещение расходов на проведение СОУТ, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил). Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании (п. 12 Правил). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

После завершения запланированных мероприятий (в данном случае - СОУТ) страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил).

Подробную информацию о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Исходя из вышеизложенного сумма расходов на проведение СОУТ, которая может быть возмещена организации, в данном случае составляет 90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).

Остальная часть стоимости работ по проведению СОУТ в сумме 264 000 руб. (354 000 руб. - 90 000 руб.) организации не возмещается.

Бухгалтерский учет

Затраты организации на проведение СОУТ на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости работ (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты на проведение СОУТ могут включаться производственной организацией в себестоимость продукции (как напрямую, так и путем их распределения) либо в качестве управленческих расходов полностью признаваться в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это следует из п. 9 ПБУ 10/99.

Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В данной консультации исходим из предположения, что расходы на проведение СОУТ себестоимость продукции не формируют, а признаются управленческими расходами, которые в полном объеме списываются на себестоимость продаж в периоде их осуществления.

В данном случае финансирование проведения СОУТ осуществляется частично за счет средств ФСС РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Следовательно, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, учитывается как целевое финансирование (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на проведение СОУТ сумма финансового обеспечения, утвержденная приказом территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.

Заметим, п. 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

В связи с этим средства ФСС РФ, которые предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией на проведение СОУТ, отражаются записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Одновременно производится запись по признанию прочего дохода, что отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную специализированной организацией, проводящей СОУТ, организация-заказчик вправе принять к вычету на основании надлежаще оформленного счета-фактуры. Вычет производится после принятия на учет выполненных работ, если есть соответствующие первичные документы, при условии, что рабочие места, в отношении которых проведена СОУТ, используются организацией при производстве продукции, реализация которой облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Заметим: для принятия к вычету предъявленного НДС не имеет значения тот факт, что мероприятия по проведению СОУТ частично оплачиваются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-11/18789.

Кроме того, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (не являющихся средствами федерального бюджета РФ). Следовательно, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в данном случае не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.

Налог на прибыль организаций

Вопрос о признании в налоговом учете доходов и расходов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств ФСС РФ, является спорным.

Так, существует мнение Минфина России, согласно которому средства, полученные из бюджета ФСС РФ и израсходованные на проведение указанных мероприятий, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012). Исходя из такой точки зрения затраты на финансирование предупредительных мер, осуществленные за счет средств ФСС РФ, не должны учитываться в составе расходов организации аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений.

Однако, на наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом, а произведенные за счет этих средств - расходом в общеустановленном порядке. Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на часть стоимости проведения СОУТ, возмещаемую за счет страховых взносов.

При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим: ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные организациями из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на проведение СОУТ, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

В месяце проведения СОУТ

Отражена стоимость проведения СОУТ

(354 000 - 54 000)

26

60

300 000

Акт приемки-сдачи выполненных работ

Отражен НДС, предъявленный организацией, проводящей СОУТ

19

60

54 000

Счет-фактура

Принят к вычету предъявленный НДС

68

19

54 000

Счет-фактура

Плата за проведение СОУТ перечислена исполнителю

60

51

354 000

Выписка банка по расчетному счету

В месяце получения приказа органа ФСС РФ на возмещение затрат на проведение СОУТ

Отражена сумма выделенного ФСС РФ финансирования затрат на проведение СОУТ

76

86

90 000

План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году,

Приказ территориального органа ФСС РФ

Произведен зачет суммы возмещения затрат на проведение СОУТ в счет подлежащих уплате в ФСС РФ страховых взносов

69-1

76

90 000

Бухгалтерская справка

Отражен доход в сумме использованных на финансирование СОУТ средств

86

91-1

90 000

Бухгалтерская справка

М.С. Радькова

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.04.2017

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты на приобретение аптечек для оказания первой помощи, если впоследствии они возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ?

Производственная организация в целях обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приобрела и оплатила в безналичном порядке аптечки для оказания первой помощи на сумму 22 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).

Организация обратилась в ФСС РФ с заявлением о финансовом обеспечении затрат на приобретение аптечек. Решение ФСС РФ о возмещении указанных затрат в сумме 20 000 руб. принято в следующем отчетном периоде.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

На работодателя возложена обязанность по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда, к которым, в частности, относится организация постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками для оказания первой помощи (ст. 212, ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса РФ).

Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, а также требования к ним приведены в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении Требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами") (далее - Правила финансового обеспечения).

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп. "к" п. 3 Правил финансового обеспечения).

В общем случае объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил финансового обеспечения).

Напомним, что для получения возмещения страхователю нужно до 1 августа текущего года представить в орган ФСС РФ по месту своей регистрации заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил финансового обеспечения, Приказ Минтруда России от 02.09.2014 N 598н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").

В данном случае организация получила разрешение на возмещение расходов на приобретение аптечек, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил финансового обеспечения). Сумма, подлежащая возмещению, составляет 20 000 руб.

Страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и обязан ежеквартально отчитываться перед территориальным органом Фонда об их использовании (п. 12 Правил финансового обеспечения). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

Подробнее о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Бухгалтерский учет

Приобретенные медицинские аптечки принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (без НДС) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Стоимость медицинских аптечек, переданных для использования по назначению, признается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

В данном случае финансирование приобретения аптечек осуществляется за счет средств ФСС РФ. Так как бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств, полученных на финансирование затрат организации, регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на приобретение аптечек за счет уменьшения сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, подлежит учету в качестве целевого финансирования (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на приобретение аптечек сумма финансового обеспечения, выделенного решением территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставленного финансирования в счет уплаты начисленных ранее организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму выделенного финансирования.

Пунктом 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

При составлении бухгалтерской отчетности подобный подход облегчит заполнение таблицы 9 "Государственная помощь" пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если организация составляет их в соответствии с примером, приведенным в Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Учитывая вышеизложенное, средства ФСС РФ, предоставленные на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде, отражаются записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Одновременно с этой записью производится запись по признанию прочего дохода по дебету счета 86 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов и приведены в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету при условии, что эти товары (работы, услуги) предназначены для осуществления облагаемых НДС операций. Вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры и при наличии соответствующих первичных документов после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Тот факт, что финансирование приобретения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) фактически осуществляется за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ, для принятия к вычету предъявленного поставщиком НДС значения не имеет (Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-07-11/47007).

Следовательно, организация на основании вышеприведенных норм вправе принять к вычету НДС, предъявленный продавцом при приобретении аптечек для оказания первой помощи. Вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком, после принятия аптечек к учету при наличии соответствующих первичных документов.

Отметим, что средства ФСС РФ не являются средствами федерального бюджета РФ. Следовательно, к средствам ФСС РФ, полученным на финансирование приобретения аптечек путем их зачета в счет уплаты начисленных страховых взносов, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.

Налог на прибыль организаций

Затраты, связанные с приобретением аптечек первой помощи, удовлетворяющие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (т.е. документально подтвержденные, экономически оправданные, произведенные в связи с ведением деятельности, направленной на получение дохода, и не перечисленные в ст. 270 НК РФ), признаются расходами налогоплательщика.

Указанные затраты могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, или же отнесены к материальным расходам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Напомним, что, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Отметим, что рассматриваемые расходы, как правило, в соответствии с учетной политикой относятся к косвенным, т.е. уменьшают налоговую базу в периоде передачи аптечек для использования (п. 1 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Вопрос о порядке налогового учета средств ФСС РФ, полученных на финансирование указанных расходов, прямо не урегулирован, в связи с чем по данному вопросу существуют различные точки зрения.

На наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом.

Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам в ФСС РФ на затраты на приобретение аптечек, возмещаемые за счет страховых взносов.

Ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

В то же время существует мнение Минфина России, согласно которому средства бюджета ФСС РФ, направленные на финансирование вышеуказанных предупредительных мер, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012).

Отметим, что при таком подходе затраты, на финансирование которых получены средства ФСС РФ (в том числе путем их зачета в счет уплаты страховых взносов), на наш взгляд, не должны учитываться в составе расходов аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений. Соответственно, необходимо вести их раздельный учет.

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на предупредительные мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

При приобретении аптечек для оказания первой помощи

Отражено приобретение аптечек для оказания первой помощи

10

60

20 000

Отгрузочные документы поставщика,

Приходный ордер

Отражен НДС по приобретенным аптечкам

19

60

2 000

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом аптечек

68

19

2 000

Счет-фактура

Перечислена продавцу плата за приобретенные аптечки

60

51

22 000

Выписка банка по расчетному счету

При отпуске аптечек на посты первой помощи

Стоимость переданных по назначению аптечек отнесена на расходы по обычным видам деятельности

20

(25

и др.)

10

20 000

Требование-накладная

При получении решения от территориального органа ФСС РФ по финансированию затрат

Отражена сумма выделенного ФСС РФ финансирования затрат на приобретение аптечек

76

86

20 000

План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году,

Приказ территориального органа ФСС РФ

Произведен зачет суммы финансирования в счет подлежащих уплате взносов в ФСС РФ в текущем периоде

69-1

76

20 000

Бухгалтерская справка

Отражен прочий доход в сумме средств, направленных на финансирование затрат на приобретение аптечек

86

91-1

20 000

Бухгалтерская справка

Л.В. Гужелева

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

24.04.2017