>>Новый профиль "Специалист по нормативно-техническим актам"
>>Документы из "Архива технических норм" стали доступнее
Читать дальше...
Схемы корреспонденций счетов от 18.11.2016 | |
Схемы корреспонденций счетовПодборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс Ситуация:Как рассчитать и отразить в учете земельный налог по участку при изменении его кадастровой стоимости в течение налогового периода вследствие исправления выявленной технической ошибки? Организация владеет на праве собственности земельным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения и используемым для сельскохозяйственного производства. Представительным органом муниципального образования установлены авансовые платежи по итогам отчетных периодов, ставка земельного налога для данной категории земель равна 0,3%. Согласно полученному организацией кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость 1 кв. м участка площадью 1000 кв. м по состоянию на 01.01.2016 составляет 5400 руб/кв. м, исходя из которой организацией был исчислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2016 г. В апреле 2016 г. (до подачи налоговой декларации по налогу на прибыль и наступления срока уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на прибыль) организацией было получено решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки, согласно которому кадастровая стоимость 1 кв. м данного земельного участка составляет на 01.01.2016 не 5400 руб/кв. м, а 3400 руб/кв. м. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется на последнее число каждого квартала. Корреспонденция счетов:Земельный налог Организации, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, признаются налогоплательщиками земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. п. 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности (п. 3 ст. 391 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ). Таким образом, налоговая база в отношении земельного участка при расчете земельного налога за 2016 г. в связи с исправлением технической ошибки органом кадастрового учета составляет 3 400 000 руб. (3400 руб/кв. м x 1000 кв. м). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеры ставок, указанные в п. 1 ст. 394 НК РФ. Сумма налога в общем случае исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 393, п. 6 ст. 396 НК РФ). Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ). В данном случае организация за 2016 г. уплачивает: - авансовые платежи за I, II, III кварталы в сумме 2550 руб. (3 400 000 руб. x 1/4 x 0,3%); - земельный налог по итогам 2016 г. в сумме 2550 руб. (3 400 000 руб. x 0,3% - 2550 руб. x 3). Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 397, п. п. 1, 3 ст. 398 НК РФ). В данном случае изменение кадастровой стоимости произошло до уплаты авансового платежа по земельному налогу за I квартал, соответственно, организация уплачивает авансовый платеж за I квартал с учетом измененной кадастровой стоимости участка. Бухгалтерский учет Расходы по уплате земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) в отношении земельного участка, используемого для сельскохозяйственного производства, признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, за который начислен налог (авансовый платеж по налогу) (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В данном случае авансовый платеж по земельному налогу за I квартал исчислен и отнесен на расходы до исправления органом кадастрового учета технической ошибки. После внесения исправлений кадастровым органом организации необходимо скорректировать (уменьшить) сумму начисленного авансового платежа за I квартал. Поскольку корректировка вносится в связи с появлением новой информации, которая не была доступна ранее, такая корректировка не является исправлением ошибки и на нее не распространяются требования Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (что следует из п. 2 ПБУ 22/2010). Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок. Налог на прибыль организаций Сумма земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Начислить и отнести на расходы платежи по земельному налогу необходимо в том отчетном периоде, за который они рассчитаны (Письма Минфина России от 12.07.2011 N 03-03-06/1/419, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333). В данном случае при получении решения органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал, учитываемого в расходах для целей налогообложения прибыли, корректируется.
Л.В.Гужелева Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 14.10.2016 Ситуация:Как отражаются в учете расходы, связанные с оплатой услуг VIP-зала в аэропорту работником, направленным в служебную командировку? Согласно положению о служебных командировках, утвержденному руководителем организации, работнику аппарата управления возмещаются расходы на оплату услуг VIP-зала в аэропорту в размере их фактической стоимости. При этом при направлении работника в командировку ему из кассы выдаются под отчет денежные средства на оплату данных услуг в размере 3540 руб. По возвращении из командировки работник в установленный срок представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными документами, согласно которым расходы на оплату услуг VIP-зала в аэропорту составили 3540 руб., при этом сумма НДС в указанных документах отдельно не выделена. Иные командировочные расходы в данной консультации не рассматриваются. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Корреспонденция счетов:Трудовые отношения. Порядок возмещения командировочных расходов При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе расходов по проезду до места назначения и обратно, а также иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 167, ч. 1 ст. 168 Трудового кодекса РФ). Возмещение иных расходов, связанных с командировками, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и в размерах, которые определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ (абз. 2 п. 11, п. 24 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), ч. 4 ст. 168 ТК РФ). В данном случае действующим в организации положением о служебных командировках предусмотрена выдача из кассы денежных средств в сумме 3540 руб. на предстоящие расходы в виде оплаты стоимости услуг VIP-зала в аэропорту. Фактическая сумма расходов определяется на основании приложенных к авансовому отчету первичных документов. Работник по возвращении из командировки обязан в течение трех рабочих дней представить авансовый отчет об израсходованных суммах с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 26 Положения, абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"). Бухгалтерский учет Затраты организации на служебные командировки работников аппарата управления, в том числе стоимость услуг VIP-зала в аэропорту, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (в качестве управленческих) на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). До утверждения авансового отчета денежные средства, выданные под отчет на командировочные расходы, рассматриваются в качестве аванса и учитываются в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 ПБУ 10/99). Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) При оплате работодателем работнику расходов на командировки на территории РФ в доход, подлежащий налогообложению, не включаются командировочные расходы, в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно (абз. 11, 12 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Минфин России расходы на оплату услуг VIP-зала при направлении работников в командировку относит к расходам работников на проезд до места назначения, которые не подлежат обложению НДФЛ. Такой вывод можно сделать из Письма от 25.10.2013 N 03-04-06/45215. Отметим, что ранее Минфин России высказывал иную точку зрения по данному вопросу. О существующих позициях по данному вопросу, включая правоприменительную практику, см. Практическое пособие по НДФЛ, а также Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. Страховые взносы При оплате работодателями расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)). Согласно официальной позиции расходы за услуги аэропорта по обслуживанию в секторах и помещениях для особо важных персон не являются обязательными расходами на командировки, поименованными в ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В связи с этим на суммы таких расходов страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Однако, по мнению Верховного Суда РФ, высказанному в Определении от 12.05.2016 N 309-КГ16-3829 по делу N А76-8425/2015, произведенные организацией в отношении командированного работника расходы по обслуживанию в VIP-залах аэропортов, предусмотренные локальным нормативным актом, подлежат отнесению к командировочным расходам и в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами. Полагаем, что данный подход может быть применен и при обложении стоимости услуг по обслуживанию в VIP-зале аэропорта командированного работника страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренными Законом N 125-ФЗ. В данном случае исходим из предположения, что организация, руководствуясь позицией Верховного Суда РФ, не начисляет страховые взносы на стоимость услуг VIP-зала в аэропорту для командированного работника, предусмотренную локальным нормативным актом организации. Налог на прибыль организаций При выдаче работнику аванса на командировку в налоговом учете организации не возникает расходов (п. 14 ст. 270 НК РФ). Расходы организации, связанные с направлением работника в служебную командировку, в целях налогообложения прибыли признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату утверждения авансового отчета (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). По мнению Минфина России, стоимость услуг VIP-зала также учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе командировочных расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что указанные расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. документально подтверждены и экономически обоснованны (Письмо от 05.03.2014 N 03-03-10/9545 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе Письмом от 05.06.2014 N ГД-4-3/10784)). О существующих позициях по данному вопросу см. в Практическом пособии по налогу на прибыль и в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль. В данном случае исходим из предположения, что расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, стоимость услуг VIP-зала признается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе командировочных расходов в общеустановленном порядке.
А.В.Илюшечкин Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 17.10.2016 |