Схемы корреспонденций счетов от 02.09.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете плату по системе "Платон", если эта плата превышает сумму авансового платежа по транспортному налогу?

Организация имеет на балансе грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, приобретенный и зарегистрированный в реестре во втором квартале 2016 г., используемый для перевозки груза. В систему "Платон" перечислена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами (ТС), имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в сумме 50 000 руб. По итогам рейсов, совершенных грузовым автомобилем во втором квартале 2016 г., оператором начислена и списана с лицевого счета плата в размере 7970 руб.

Согласно закону субъекта РФ для налогоплательщиков-организаций по транспортному налогу установлены отчетные периоды, которыми признаются первый, второй, третий кварталы. Сумма авансового платежа по транспортному налогу, рассчитанная организацией за второй квартал 2016 г. по данному грузовому автомобилю, составила 6250 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование

Движение ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими ТС (далее - плата за проезд) (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (далее - Правила взимания платы).

Внесение платы оператору осуществляется до начала движения ТС в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения ТС и установленного Правительством РФ размера платы (п. 7 Правил взимания платы).

Плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных при движении ТС от бортового устройства или стороннего бортового устройства, закрепленного за данным ТС, в автоматическом режиме (п. 7 Правил взимания платы).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного ТС в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем ТС в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов (пп. "а" п. 6 Правил взимания платы); ведет персонифицированную запись владельца ТС, содержащую обновляемую не реже одного раза в сутки определенную информацию, в частности о маршруте, пройденном ТС с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС по маршруту, об операциях по перечислению оператором платы за проезд в доход федерального бюджета (абз. 1, 2, 5 пп. "в" п. 6 Правил взимания платы).

Подробнее о порядке расчета и взимания платы см. консультацию А.В. Илюшечкина.

Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным налогам, уплачиваемым в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

При введении транспортного налога законами субъектов РФ определяются ставка налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также могут устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (абз. 2, 3 ст. 356, абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ).

Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются ТС (в том числе грузовые автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (которым признается календарный год), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362, п. 1 ст. 360 НК РФ).

По общему правилу сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Суммы авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

В данном случае законом субъекта РФ установлены отчетные периоды и сумма исчисленного организацией авансового платежа по транспортному налогу за второй квартал 2016 г. составила 6250 руб.

В отношении ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу не уплачиваются. Такой порядок введен с 03.07.2016 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 249-ФЗ), п. 2 ст. 363 НК РФ) <*>.

Следовательно, несмотря на то что законом субъекта РФ для налогоплательщиков-организаций по транспортному налогу установлены отчетные периоды и организация исчислила авансовый платеж по транспортному налогу, уплата авансового платежа по итогам отчетного периода (второго квартала 2016 г.) не производится.

Кроме того, с 03.07.2016 в отношении ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре, установлен особый порядок исчисления транспортного налога: в отношении каждого такого ТС сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый период, уменьшается на плату за проезд, уплаченную в отношении такого ТС в данном налоговом периоде (п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона N 249-ФЗ, абз. 12 п. 2 ст. 362 НК РФ) <*>.

Заметим, что в случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю (абз. 13 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Перечисленные оператору до начала движения ТС денежные средства не признаются расходом (п. 14 ст. 270 НК РФ).

С 03.07.2016 перечень расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, дополнен новым пунктом. Так, не включается в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, сумма платы за проезд в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении данного ТС. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении данного ТС. Это следует из п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона N 249-ФЗ, п. 48.21 ст. 270 НК РФ <*>.

В рассматриваемом случае сумма исчисленного авансового платежа по транспортному налогу равна 6250 руб., а сумма платы за проезд - 7970 руб. Исходя из приведенных норм в расходах второго квартала 2016 г. могут быть учтены:

- сумма авансового платежа по транспортному налогу (6250 руб.) (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- сумма превышения платы за проезд над авансовым платежом по транспортному налогу, т.е. 1720 руб. (7970 руб. - 6250 руб.), на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия данных расходов требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены.

По мнению Минфина России, документальным подтверждением платы за проезд (в том числе и ее части, на которую уменьшается транспортный налог (авансовый платеж по транспортному налогу)) служат отчет оператора, в котором указан маршрут ТС с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на соответствующем маршруте (Письма от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64). В то же время, если оператор не предоставляет отчет, полагаем, что документальным подтверждением расходов может быть выписка по лицевому счету владельца ТС, зарегистрированного в реестре ТС системы взимания платы.

Плата за проезд является обязательным платежом. В общем случае расходы в виде сумм авансовых платежей по налогам и обязательных платежей признаются на дату их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поскольку сумма платы за проезд, признаваемая расходом для целей налогообложения прибыли, может быть определена после начисления авансового платежа по транспортному налогу, расходы в виде платы за проезд в данном случае признаются на дату начисления авансового платежа по транспортному налогу.

Бухгалтерский учет

Сумма предварительно внесенной оператору платы за проезд не является расходом и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Действующими нормативными актами не установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по начислению платы за проезд и последующего уменьшения транспортного налога на сумму платы за проезд, в связи с чем такой порядок определяется организацией и закрепляется в учетной политике (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Начисленная плата за проезд, которая в дальнейшем уменьшит сумму транспортного налога, т.е. принесет организации экономические выгоды в виде погашения ее обязательств перед бюджетом, учитывается в качестве актива. Это следует из п. 7.2, пп. "в" п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29.12.1997).

Авансовый платеж по транспортному налогу и плата за проезд сверх суммы, уменьшающей транспортный налог, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Данные расходы признаются на дату начисления авансового платежа по транспортному налогу, поскольку на эту дату выполняются условия, установленные п. 16 ПБУ 10/99.

Напомним, что любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению соответствующими первичными документами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Таким документом в отношении платы за проезд могут быть отчет оператора или выписки по лицевому счету владельца ТС (если оператор не предоставляет отчет), расчет авансового платежа по транспортному налогу, а также составленная на их основе бухгалтерская справка, в которой производится расчет суммы платы, относимой на расходы текущего квартала, и суммы платы, засчитываемой в счет транспортного налога.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами":

76-а "Расчеты по авансам, выданным оператору";

76-пл "Расчеты по плате за проезд";

76-тн "Плата за проезд, относимая в уменьшение транспортного налога".

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражено перечисление денежных средств оператору системы "Платон"

76-а

51

50 000

Выписка банка по расчетному счету

Начислена плата за проезд по системе "Платон"

76-пл

76-а

7970

Отчет оператора (Выписка по лицевому счету владельца ТС)

Отражен авансовый платеж по транспортному налогу

20

(23

и др.)

68

6250

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена плата за проезд, относимая за счет транспортного налога

76-тн

76-пл

6250

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена в расходах сумма платы за проезд, превышающая сумму авансового платежа по транспортному налогу

(7970 - 6250)

20

(23

и др.)

76-пл

1720

Бухгалтерская справка-расчет

При начислении транспортного налога по итогам календарного года

Уменьшен транспортный налог на плату за проезд за второй квартал

68

76-тн

6250

Налоговая декларация по транспортному налогу,

Бухгалтерская справка

--------------------------------

<*> Изменения, внесенные в НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют до 31.12.2018 включительно (п. п. 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).

Л.В.Гужелева

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

05.08.2016

Ситуация:

Как отразить в учете экспорт товаров (не являющихся сырьевыми) на территорию Республики Беларусь?

Партия товаров приобретена организацией у российского поставщика после 01.07.2016 за 708 000 руб. (в том числе НДС 108 000 руб.). Иных затрат, связанных с приобретением товаров, организация не несет. Данные товары проданы белорусскому покупателю по цене 1 000 000 руб. Документы, подтверждающие право на применение ставки НДС 0%, представлены в налоговый орган в установленный законодательством срок.

В налоговом учете применяется метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Бухгалтерский учет

Товары являются частью материально-производственных запасов организации и принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной в данном случае сумме, уплачиваемой поставщику (без учета НДС) (п. п. 2, 5, абз. 1, 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Выручка от продажи товаров признается доходом от обычных видов деятельности на дату перехода права собственности на товары к покупателю (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Выручка принимается к учету в данном случае в сумме дебиторской задолженности, определяемой исходя из договорной цены товаров (п. п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

Фактическая себестоимость проданных товаров формирует себестоимость продаж и финансовый результат от обычных видов деятельности (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по отражению рассмотренных операций производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Порядок взимания НДС при экспорте товаров на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)) (далее - Протокол).

При экспорте товаров с территории РФ в Республику Беларусь применяется ставка НДС 0% при условии представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных п. 4 Протокола (с учетом п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ) (п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. 3 Протокола).

Указанные документы организация должна представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, которая определяется как дата составления первого по времени отгрузочного документа, оформленного на покупателя или перевозчика (п. 5 Протокола). В данном случае обоснованность применения ставки 0% подтверждена организацией в установленный законодательством срок.

Отметим, что Протоколом не установлен момент определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров. В то же время гл. 21 НК РФ предусмотрено, что по товарам, вывезенным в таможенной процедуре экспорта (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), налоговая база определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих экспорт документов, установленных п. 1 ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ).

С учетом вышеизложенного моментом определения налоговой базы по товарам, экспортированным с территории РФ на территорию Республики Беларусь, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных п. 4 Протокола.

Подробнее о налогообложении НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС см. Практическое пособие по НДС.

При экспорте товаров в страны ЕАЭС счета-фактуры составляются в общеустановленном порядке, т.е. не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ, пп. 4 п. 20 Протокола). О порядке составления и регистрации счетов-фактур при экспортных операциях см. Практическое пособие по НДС.

При экспорте товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь организация вправе принять сумму "входного" НДС к вычету по этим товарам в том же порядке, который применяется в отношении товаров, экспортированных с территории РФ за пределы Союза (абз. 2 п. 3 Протокола).

С 01.07.2016 сумму НДС, предъявленного поставщиком при передаче товаров, предназначенных для дальнейшей реализации на экспорт (за исключением сырьевых товаров <*>), организация вправе принять к вычету в общеустановленном порядке, а именно: после принятия к учету данных товаров, при наличии счета-фактуры поставщика, оформленного с соблюдением требований законодательства, а также соответствующих первичных документов. Указанный порядок вычета "входного" НДС применяется только в отношении товаров, принятых к учету с 01.07.2016. Это следует из совокупности норм пп. 2 п. 2 ст. 171, п. п. 1, 3 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ, п. 3 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 150-ФЗ).

О принятии к вычету "входного" НДС по экспортируемым товарам до вступления в силу Закона N 150-ФЗ, когда:

- документы, подтверждающие применение ставки НДС 0%, представлены по истечении установленного 180-дневного срока, см. консультацию Е.Б. Ильиной;

- документы, подтверждающие применение ставки НДС 0%, собраны в установленный законодательством срок, см. консультацию Е.Б. Ильиной.

Налог на прибыль организаций

Сумма, уплачиваемая поставщику (без учета НДС), включается в стоимость приобретения товаров, которая является прямым расходом (ст. 320 НК РФ).

Выручка от реализации товаров признается доходом от реализации исходя из их договорной стоимости на дату перехода права собственности на реализованные товары к покупателю (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров, сформированную с учетом положений ст. 320 НК РФ (пп. 3 п. 1, п. 1 ст. 268 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Приобретение товаров

Приняты к учету товары

(708 000 - 108 000)

41

60

600 000

Отгрузочные документы поставщика,

Акт о приемке товаров

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

19

60

108 000

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком по товарам, предназначенным для реализации на экспорт

68

19

108 000

Счет-фактура

Произведена оплата товаров поставщику

60

51

708 000

Выписка банка по расчетному счету

Продажа товаров

Признана выручка от продажи товаров

62

90-1

1 000 000

Контракт,

Товарная накладная

Списана фактическая себестоимость реализованных товаров

90-2

41

600 000

Бухгалтерская справка-расчет

Получена оплата от белорусского покупателя

51

62

1 000 000

Выписка банка по расчетному счету

--------------------------------

<*> В целях применения гл. 21 НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством РФ (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ).

М.С.Радькова

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

12.08.2016