Схемы корреспонденций счетов от 29.01.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации продажу земельного участка, учтенного в составе объектов основных средств (ОС), на условиях рассрочки оплаты, если за предоставленную рассрочку проценты не взимаются?

Стоимость земельного участка по договору продажи недвижимости составляет 800 000 руб. Оплата производится в рассрочку по 200 000 руб. в течение четырех месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации перехода права собственности к покупателю.

Первоначальная стоимость земельного участка (приобретенного у коммерческой организации) в бухгалтерском учете составляет 500 000 руб. и равна сумме затрат на его приобретение в налоговом учете. Переход права собственности на участок зарегистрирован в месяце, следующем за месяцем передачи земельного участка покупателю. К моменту передачи покупателю затраты на приобретение участка полностью оплачены. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется организацией на последнее число каждого календарного месяца.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя объект недвижимого имущества, в данном случае - земельный участок (п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ).

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (п. 1 ст. 556 ГК РФ).

Переход права собственности на объект недвижимого имущества к покупателю по договору купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Право собственности на объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)) <*>.

Поскольку в данном случае покупатель, в соответствии с договором купли-продажи, производит оплату стоимости земельного участка в рассрочку, до момента окончания расчетов с покупателем этот участок находится в залоге у организации-продавца (если иное не установлено договором купли-продажи). Это следует из п. 1 ст. 486, п. п. 1, 5 ст. 488, п. п. 1, 3 ст. 489 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Ипотека в силу закона подлежит государственной регистрации без уплаты государственной пошлины и возникает с момента ее государственной регистрации, которая осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом (ст. 29 Федерального закона N 122-ФЗ, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 19, абз. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ).

Бухгалтерский учет

На дату передачи земельного участка покупателю организация отражает выбытие объекта ОС (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Отметим, что при этом факт государственной регистрации перехода права собственности на него не имеет значения. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@).

Доход от продажи земельного участка является прочим и признается в сумме, установленной договором (п. п. 30, 31 ПБУ 6/01, п. п. 7, 10.1, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Соответственно, расход в виде остаточной стоимости выбывающего земельного участка также признается прочим (п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Напомним, что, поскольку согласно п. 17 ПБУ 6/01 земельный участок не амортизируется, его остаточная стоимость равна первоначальной стоимости.

Указанные доход и расход от выбытия объекта ОС признаются на дату перехода права собственности на земельный участок к покупателю (п. 16, пп. "г" п. 12 ПБУ 9/99, п. 19 ПБУ 10/99).

В рассматриваемой ситуации момент фактического выбытия земельного участка и момент государственной регистрации перехода права собственности не совпадают. В таком случае, по разъяснениям Минфина России, приведенным в Письмах от 27.01.2012 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год", от 22.03.2011 N 07-02-10/20 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@), для отражения выбывающего объекта ОС до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться отдельный субсчет, открытый к счету 45 "Товары отгруженные".

Отметим, что до момента исполнения покупателем обязательства по оплате земельного участка стоимость этого земельного участка, находящегося у организации в залоге, отражается в составе полученных обеспечений (до момента прекращения залога).

Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся в соответствии с изложенным выше, а также правилами, установленными Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация земельных участков на территории РФ не признается объектом налогообложения по НДС.

Налог на прибыль организаций

При продаже земельного участка организация признает доход от реализации (выручку) в сумме, установленной договором купли-продажи. В зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов и расходов выручка признается в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

При применении метода начисления доходы от реализации земельного участка признаются на дату его передачи покупателю по передаточному акту (или иному документу о передаче недвижимости) (п. 3 ст. 271 НК РФ).

При применении кассового метода доход признается на дату получения денежных средств от покупателя в фактически полученных суммах (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Доход от реализации земельного участка организация вправе уменьшить на сумму затрат, связанных с его приобретением (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). По вопросу учета в составе расходов затрат на приобретение земельного участка дополнительно см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль и Практическое пособие по налогу на прибыль.

При кассовом методе дополнительным условием для признания расхода является оплата организацией-продавцом стоимости приобретения земельного участка (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации оплата проданного организацией земельного участка покупателем производится в рассрочку, т.е. доходы от реализации признаются по мере фактического поступления денежных средств в течение периода рассрочки. В связи с этим возникает вопрос о порядке признания стоимости земельного участка в расходах. По нашему мнению, сумма затрат на приобретение земельного участка включается в расходы пропорционально сумме признаваемого дохода, т.е. в данном случае - в размере 1/4 части стоимости земельного участка на даты получения денежных средств от покупателя. Данная позиция является наименее рискованной и согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 N 17АП-202/07-АК по делу N А71-7807/2006-А18. В данном судебном акте сделан вывод в отношении товаров, однако, по нашему мнению, он может быть распространен и на рассматриваемую ситуацию - в отношении стоимости земельного участка.

Применение ПБУ 18/02

При применении метода начисления в налоговом учете доход и расход, возникающие при реализации земельного участка, признаются на дату передачи участка покупателю, а в бухгалтерском учете они учитываются на дату регистрации перехода права собственности на участок к покупателю (в следующем отчетном периоде). В результате этого в периоде передачи земельного участка в бухгалтерском учете возникают вычитаемая временная разница (ВВР) в сумме дохода, признанного для целей налогообложения прибыли, и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА), а также налогооблагаемая временная разница (НВР) в сумме затрат на приобретение земельного участка, признанных в качестве расхода для целей налогообложения прибыли, и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО) (п. п. 11, 14, 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). При признании в бухгалтерском учете соответствующих дохода и расхода указанные разницы, ОНА и ОНО погашаются (п. п. 17, 18 ПБУ 18/02).

При применении кассового метода в налоговом учете доход и расход от реализации земельного участка признаются частями по мере поступления оплаты от покупателя, а для целей бухгалтерского учета указанные доход и расход признаются единовременно на дату государственной регистрации права собственности. Таким образом, в бухгалтерском учете возникают НВР (в сумме признанного в бухгалтерском учете дохода от продажи земельного участка) и соответствующее ей ОНО, а также ВВР (в сумме признанного в бухгалтерском учете расхода в виде первоначальной стоимости земельного участка) и соответствующий ей ОНА (п. п. 11, 12, 14, 15 ПБУ 18/02).

Указанные разницы, ОНО и ОНА уменьшаются (погашаются) по мере получения оплаты от покупателя (п. п. 17, 18 ПБУ 18/02).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 45:

45-ос "Объекты недвижимости, переданные покупателю".

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату передачи покупателю земельного участка

Отражено выбытие земельного участка

45-ос

01

500 000

Акт о приеме-передаче земельного участка

Метод начисления:

Отражен ОНА

(800 000 x 20%)

09

68

160 000

Бухгалтерская справка-расчет

Метод начисления:

Отражено ОНО

(500 000 x 20%)

68

77

100 000

Бухгалтерская справка-расчет

На дату регистрации перехода права собственности на участок к покупателю

Признан прочий доход от продажи земельного участка

62

91-1

800 000

Документы, подтверждающие переход права собственности,

Акт о приеме-передаче земельного участка

Метод начисления:

Погашен ОНА

68

09

160 000

Бухгалтерская справка

Кассовый метод:

Отражено ОНО

(800 000 x 20%)

68

77

160 000

Бухгалтерская справка-расчет

Стоимость земельного участка, находящегося в залоге у организации, отражена в составе обеспечений полученных

008

 

800 000

Договор продажи земельного участка,

Бухгалтерская справка

Стоимость земельного участка признана прочим расходом

91-2

45-ос

500 000

Документы, подтверждающие переход права собственности,

Акт о приеме-передаче земельного участка

Метод начисления:

Погашено ОНО

77

68

100 000

Бухгалтерская справка

Кассовый метод:

Отражен ОНА

(500 000 x 20%)

09

68

100 000

Бухгалтерская справка-расчет

На даты получения оплаты от покупателя (в течение четырех месяцев предоставленной рассрочки)

Получены денежные средства от покупателя земельного участка

51

62

200 000

Выписка банка по расчетному счету

Кассовый метод

Уменьшено (погашено) ОНО

(200 000 x 20%)

77

68

40 000

Бухгалтерская справка-расчет

Кассовый метод

Уменьшен (погашен) ОНА

(500 000 / 4 x 20%)

68

09

25 000

Бухгалтерская справка-расчет

На дату окончания расчетов с покупателем

Отражено прекращение залога земельного участка

 

008

800 000

Бухгалтерская справка

--------------------------------

<*> За государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб. (ст. 11 Федерального закона N 122-ФЗ, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается приобретателем данного имущества, поскольку продавец освобожден от такой обязанности на основании пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ. По данному вопросу см. также Письмо Минфина России от 17.10.2011 N 03-05-05-03/35.

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

30.12.2015

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты на приобретение аптечек для оказания первой помощи, если впоследствии они возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ?

Производственная организация в целях обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приобрела и оплатила в безналичном порядке аптечки для оказания первой помощи на сумму 22 000 руб. (в том числе НДС 2000 руб.).

Организация обратилась в ФСС РФ с заявлением о финансовом обеспечении затрат на приобретение аптечек. Решение ФСС РФ о возмещении указанных затрат в сумме 20 000 руб. принято в следующем отчетном периоде.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

На работодателя возложена обязанность по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда, к которым, в частности, относится организация постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками для оказания первой помощи (ст. 212, ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса РФ).

Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, а также требования к ним приведены в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении Требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами") (далее - Правила финансового обеспечения).

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп. "к" п. 3 Правил финансового обеспечения).

В общем случае объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил финансового обеспечения).

Напомним, что для получения возмещения страхователю нужно до 1 августа текущего года представить в орган ФСС РФ по месту своей регистрации заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил финансового обеспечения, Приказ Минтруда России от 02.09.2014 N 598н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").

В данном случае организация получила разрешение на возмещение расходов на приобретение аптечек, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил финансового обеспечения). Сумма, подлежащая возмещению, составляет 20 000 руб.

Страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и обязан ежеквартально отчитываться перед территориальным органом Фонда об их использовании (п. 12 Правил финансового обеспечения). Форма отчета приведена в Приложении 2 к Письму ФСС РФ от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779.

Сумма, направленная на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, отражается по строке 9 таблицы 8 разд. II Расчета по форме 4 - ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59 (п. 27.2 Порядка заполнения формы 4 - ФСС, утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).

Подробнее о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Бухгалтерский учет

Приобретенные медицинские аптечки принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (без НДС) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Стоимость медицинских аптечек, переданных для использования по назначению, признается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

В данном случае финансирование приобретения аптечек осуществляется за счет средств ФСС РФ. Так как бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств, полученных на финансирование затрат организации, регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на приобретение аптечек за счет уменьшения сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, подлежит учету в качестве целевого финансирования (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на приобретение аптечек сумма финансового обеспечения, выделенного решением территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставленного финансирования в счет уплаты начисленных ранее организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму выделенного финансирования.

Пунктом 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

При составлении бухгалтерской отчетности подобный подход облегчит заполнение таблицы 9 "Государственная помощь" пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если организация составляет их в соответствии с примером, приведенным в Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Учитывая вышеизложенное, средства ФСС РФ, предоставленные на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде, отражаются записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Одновременно с этой записью производится запись по признанию прочего дохода по дебету счета 86 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету при условии, что эти товары (работы, услуги) предназначены для осуществления облагаемых НДС операций. Вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры и при наличии соответствующих первичных документов после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Тот факт, что финансирование приобретения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) фактически осуществляется за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ, для принятия к вычету предъявленного поставщиком НДС значения не имеет (Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-07-11/47007).

Следовательно, организация на основании вышеприведенных норм вправе принять к вычету НДС, предъявленный продавцом при приобретении аптечек для оказания первой помощи на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком, после принятия аптечек к учету.

Отметим, что средства ФСС РФ не являются средствами федерального бюджета РФ. Следовательно, к средствам ФСС РФ, полученным на финансирование приобретения аптечек путем их зачета в счет начисленных страховых взносов, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. К такому же выводу пришел Минфин России в аналогичной ситуации - при приобретении ТМЦ за счет субсидий из областного бюджета (Письмо от 30.10.2012 N 03-07-11/462).

Налог на прибыль организаций

Затраты, связанные с приобретением аптечек первой помощи, удовлетворяющие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (т.е. документально подтвержденные, экономически оправданные, произведенные в связи с ведением деятельности, направленной на получение дохода, и не перечисленные в ст. 270 НК РФ), признаются расходами налогоплательщика.

Указанные затраты могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, или же отнесены к материальным расходам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Напомним, что, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Отметим, что рассматриваемые расходы, как правило, в соответствии с учетной политикой относятся к косвенным, т.е. уменьшают налоговую базу в периоде передачи аптечек для использования (п. 1 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Вопрос о порядке налогового учета средств ФСС РФ, полученных на финансирование указанных расходов, прямо не урегулирован, в связи с чем по данному вопросу существуют различные точки зрения.

На наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом.

Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ст. 250 НК РФ). Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам в ФСС РФ на затраты на приобретение аптечек, возмещаемые за счет страховых взносов.

Ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

В то же время существует мнение Минфина России, согласно которому средства бюджета ФСС РФ, направленные на финансирование вышеуказанных предупредительных мер, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012).

Отметим, что при таком подходе затраты, на финансирование которых получены средства ФСС РФ (в том числе путем их зачета в счет уплаты страховых взносов), на наш взгляд, не должны учитываться в составе расходов аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений. Соответственно, необходимо вести их раздельный учет.

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на предупредительные мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

При приобретении аптечек для оказания первой помощи

Отражено приобретение аптечек для оказания первой помощи

10

60

20 000

Отгрузочные документы поставщика,

Приходный ордер

Отражен НДС по приобретенным аптечкам

19

60

2000

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом аптечек

68

19

2000

Счет-фактура

Перечислена продавцу плата за приобретенные аптечки

60

51

22 000

Выписка банка по расчетному счету

При отпуске аптечек на посты первой помощи

Стоимость переданных по назначению аптечек отнесена на расходы по обычным видам деятельности

20

(25

и др.)

10

20 000

Требование-накладная

При получении решения от территориального органа ФСС РФ по финансированию затрат

Отражена сумма выделенного ФСС РФ финансирования затрат на приобретение аптечек

76

86

20 000

План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году,

Приказ территориального органа ФСС РФ

Произведен зачет суммы финансирования в счет подлежащих уплате взносов в ФСС РФ в текущем периоде

69-1

76

20 000

Бухгалтерская справка

Отражен прочий доход в сумме средств, направленных на финансирование затрат на приобретение аптечек

86

91-1

20 000

Бухгалтерская справка

Л.В.Гужелева
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

11.01.2016